14:41 Был невнимательным к окружающей обстановке |
«Был невнимательным к окружающей обстановке». Эту фразу довольно часто встречаешь в заключениях по дорожно-транспортным происшествиям. Невнимательными оказываются и молодые, и пожилые, и начинающие, и опытные. Естественное проявление человеческой природы? Нет, конечно. Все дело в неумении организовать свое внимание. Об этом и хотелось поговорить. Но сначала несколько общих замечаний.
Не напрягайтесь! Этот совет в первую очередь следует адресовать начинающим. Казалось бы, парадокс: человек находится в состоянии постоянной бдительности, готовности реагировать на любые внезапные изменения, причем даже тогда, когда жизнь за бортом течет вполне спокойно, он максимально сосредоточен и «весь во внимании», а авария, тем не менее, происходит именно из-за невнимательности. Секрет этого явления будет понятен чуть позже, а пока отметим, что и излишняя собранность от беды, оказывается, не спасает. Постоянное напряжение в ожидании «как бы чего не вышло» приводит к быстрой утомляемости, и не только психической, но и физической, ведь готовность немедленно и быстро реагировать вынуждает как бы группироваться, принимая утомительную напряженную позу. К тому же такое внимание сковывает волю, подавляет аналитические возможности и, что самое главное, развивает «туннельное зрение», не позволяющее схватывать обстановку в целом. Неуверенность в своих знаниях, недостаток опыта, боязнь не справиться с управлением в трудных условиях — причины напряженного внимания. Сосредоточившись на дистанции, можно, например, не заметить опасную выбоину на дороге или, объезжая препятствие, выехать на встречную полосу в непосредственной близости от автомобиля. Другая крайность, характерная для малоопытных водителей, — излишняя расслабленность, когда внимание «гуляет» далеко от дороги. Происходит это как от самоуверенности — «я все умею, все могу, у меня хорошая реакция» (такое ложное ощущение после какого-то времени приходит почти что к каждому новичку), так и от врожденной рассеянности или неумения сосредоточиться на управлении, оставив все заботы и переживания за бортом. Не отвлекайтесь! А этот совет, прежде всего уже водителям со стажем. Как часто приходится видеть за рулем человека, оживленно беседующего с пассажиром, да еще чуть ли не всем корпусом повернувшегося назад. Безвольно повисшая на спинке сиденья или на дверце рука тоже говорит о том, что такой водитель отвлечен от насущных проблем дороги. Ему все давно известно, ситуации на дороге не представляют интереса, он заранее может предсказать, как разовьются события дальше. Но это кажущаяся известность и кажущееся умение предвидеть, они не имеют ничего общего с тем прогнозом, который основан на постоянном и точном анализе конкретной обстановки. В критическую минуту такой водитель оказывается не готов к принятию спасительных мер. Перед нами все то же неумение организовать свое внимание. Вот водитель заинтересовался происходящим на тротуаре, а в это время в светофоре сменился сигнал, и тот, кто ехал впереди, уже нажал на тормоз. Последовавшее столкновение характерный результат отвлеченного внимания. Не прозевайте опасность. Как же организовать свое внимание, чтобы не напрягаться и в то же время не пропустить опасности?Давайте вспомним, что цель внимания состоит в обнаружении, улавливании и выделении из общего фона тех зрительных, слуховых и иных сигналов, которые помогают сориентироваться в постоянно меняющейся дорожной обстановке, Говоря иначе, важные для безопасности объекты надо уметь замечать, вовремя обнаруживать. А для этого внимание водителя должно быть прежде всего устойчивым и сосредоточенным, но не так, как у начинающих. При движении в колонне или потоке нельзя упускать из виду дистанцию, поведение едущих впереди и сзади водителей, а в городе — еще и светофоры, дорожные знаки, пешеходы. Но только устойчивости и сосредоточенности недостаточно. Водительское внимание должно быть еще выборочным, направленным. В этом и заключен секрет того «парадокса», о котором мы говорили вначале. При этом следует отличать так называемое липкое внимание, когда взгляд надолго и прочно «приклеивается» к какому-нибудь объекту, порой не самому важному, и оторвать который бывает подчас невозможно. Такое «внимание» чаще всего следствие алкогольного опьянения, сильного утомления или подавленного состояния. А речь идет об умении выделять из всего потока информации лишь ту, которая содержит наиболее вероятные признаки опасности. Тут водителю помогает не только так называемое произвольное внимание, с помощью которого человек сознательно ориентируется в обстановке, но и то непроизвольное или пассивное внимание, при котором сигналы об опасности как бы сами врываются в наше сознание. Специально не присматриваясь и не прислушиваясь, вы отмечаете все, что попадает в боковое зрение или меняет характер своего движения, выделяете из общего шума признаки появившейся неисправности, вовремя чувствуете, когда автомобиль начинает тянуть в сторону или педаль стала мягче, помня, естественно, что паника и мнительность, плохие советчики. Замечено, опытные водители обращают внимание, прежде всего на относительные перемещения автомобилей, вслушиваются в работу двигателя или по характерному шелесту покрышек определяют состояние дороги. То есть распределяют внимание по всем органам чувств и в зависимости от степени важности наблюдаемых объектов. Тут важно, конечно, знать, куда и как смотреть, что видеть и слышать, как держать руки и ноги на рычагах и педалях, что ими ощущать и какие действия предпринимать. Но этому-то, как правило, и не учат или почти не учат, оттого и случаются потом происшествия «по невнимательности». Накопление опыта происходит ценой проб и ошибокИнструкторы по практическому вождению обычно обращают внимание будущих водителей на светофоры и знаки, то есть учат смотреть вперед, и мало кто пользуется таким простым, но совершенно необходимым приемом, как время от времени закрывать зеркало заднего вида и спрашивать, что происходит сзади, за спиной. Шум покрышек был достаточно сильным, неприятным, а потом вдруг стих — что произошло? Что лучше? Этих вопросов курсанту не задают, не учат обращать внимание на смену сигнала, информации, их немедленному анализу. Конечно, куда приятнее ехать, когда покрышки не шумят, но дорога из шероховатой, с хорошим сцеплением, стала раскатанной, скользкой, опасной — вот какую важную информацию несли покрышки. Скорость мышления современного человека осталась практически той же, что и, скажем, жившего в средние века. К тому же, утверждают специалисты, наш организм представляет собой одноканальную систему: мы способны понимать, осознавать, видеть только один объект, на который в данный момент смотрим, на котором сосредоточены. Следовательно, ехать быстро можно только в том случае, если успеваешь схватить всю информацию, необходимую для безопасного движения, а не потому, что дорога стала лучше. Если же поток информации захлестывает, то надо немедленно снизить скорость, дать себе запас времени на осознание, обработку всей информации. Этому тоже практически не учат. Обучаясь, человек усваивает такую систему организации внимания, которая обеспечивает успех и безопасность труда в определенных условиях, с накоплением опыта эта система становится привычной, Но важно, чтобы накопление происходило в основном еще до того, как будет получено водительское удостоверение. А когда содержание и условия труда изменились, важно уметь быстро корректировать выработанную систему. Не поэтому ли «сельский» водитель часто теряется в городе, а «равнинный» в горах, привыкший ездить днем, чувствуя себя неудобно ночью? Внимание — пристальное внимание и еще раз внимание, только тогда не будет в сводках тех записей, с которых мы начали этот разговор. |
Категория: Безопасность на дороге | | | |